Что такое геноцид?
Если ответить максимально просто, то геноцид – это уничтожение людей определенной нации, этноса, расы или религии.
Уголовный кодекс Беларуси (статья 127) характеризует геноцид как «действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной группы или группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, путем убийства членов такой группы или причинения им тяжких телесных повреждений, либо умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение такой группы, либо насильственной передачи детей из одной этнической группы в другую, либо принятия мер по воспрепятствованию деторождения в среде такой группы».
Он наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
По белорусскому УК геноцид не имеет сроков давности.
Добавим, что этот термин появился благодаря уроженцу Беларуси. Рафаэль Лемкин, который родился на территории современного Зельвенского района Гродненской области, ввел в международное право понятие «геноцид». Его коллега Герш Лаутерпахтввел формулировку «преступление против человечности». Это произошло в 1945 году в связи с Нюрнбергским трибуналом.
Уничтожение белорусов является геноцидом?
Да. Не каждая война является геноцидом. Но действия нацистов во время Второй мировой войны подпадают под эту категорию.
Под видом борьбы с партизанами нацисты провели более 140 крупных карательных операций, во время которых проявилась тактика геноцида и «выжженной земли». Часто они получали романтические названия – вроде «Зимнее волшебство», которое проводилось в феврале – апреле 1943 года. Тогда, по немецким данным, были убиты 3,9 тысячи мирных жителей. По подсчетам современных российских историков речь идет о 10-12 тысячах уничтоженных мирных граждан.
Во время таких операций были уничтожены многие населенные пункты. В литературе встречаются разные цифры. Приведем данные по «Гісторыі Беларусі», написанной сотрудниками Института истории НАН Беларуси. Как отмечает исследователь Алексей Литвин, во время карательных операций были сожжены 5454 деревни.
В Беларуси действовали более 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений. Среди них лагерь смерти в Тростенце, где были уничтожены 206,5 тысяч человек. По числу убитых это четвертый лагерь после Освенцима, Майданека и Треблинки. Можно вспомнить и лагерь в Озаричах. Он просуществовал всего десять дней. Но за это время погибло более 10 тысяч человек.
На совести нацистов убийство евреев и уничтожение гетто, например, Минского.
Факт геноцида неоспоримый.
Какой была политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны – это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах.
Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года...
Шталаг-352: людей давили танками, применяли извращенные казни
С июля 1941-го по июнь 1944 г. Лагерь военнопленных, находившийся на территории современного микрорайона Масюковщина в Минске. Мученическую смерть здесь приняли более 80 тысяч человек.
Людей содержали в сараях с земляным полом, в жуткой вони и грязи, темноте. Хлипкие нары под телами людей ломались, и часто они оказывались придушенными или раздавленными.
С особым цинизмом относились к проштрафившимся: на несколько дней их садили в миниатюрные клетки с холодным полом и колючей проволокой вместо крыши, встать в полный рост было невозможно. Мало кто это выдерживал. Бушевали болезни, в частности дизентерия.
Изможденные люди при этом тяжело трудились. Умирали сотнями ежедневно. Кто своей смертью, а кого пристреливали, когда бросался к ограждению за гнилой картошкой. Посудой в лагере, в которую наливали несъедобную жижу, иногда служили шапки и даже ладони.
Применялись порка, повешение, мучительные казни. Например, подвешивали на крюки за подбородок.
По сведениям местных жителей, места захоронения расстрелянных укатывали танком, но даже после этого земля продолжала шевелиться.
Сколько белорусов погибли во время войны?
Точное число потерь белорусского населения до сих пор неизвестно. По сути, любая озвученная цифра воспринимается оппонентами как политизированная. Человека, который ее высчитал, обвиняют либо в преуменьшении зверств гитлеровского режима, либо, наоборот, в стремлении завысить цифры того, что было. Поэтому разбежка весьма значительная.
Как отмечается на сайте «Архивы Беларуси», если до войны в Беларуси в ее нынешних границах проживали 9,2 млн человек, то в конце 1944 года – 6,3 млн человек.
По данным ЧГК (Чрезвычайной государственной комиссии. Прим. TUT.BY) по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, всего на территории БССР убито 2 219 316 человек гражданского населения и военнопленных. Однако впоследствии выяснилось, что сведения о людских потерях по ряду районов были значительно занижены и что данные по некоторым лагерям для военнопленных – неточные. В эту цифру не включены пропавшие без вести или попавшие в плен и погибшие там бойцы Красной армии из числа белорусских жителей. Не учтены также вывезенные в Германию и погибшие там мирные жители. В настоящее время некоторые исследователи считают, что с учетом косвенных потерь за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более млн жителей Беларуси, т.е. не менее чем каждый третий.
Так, историк Б. Кьяри называет цифру в 1,6 млн, Х. Герлах – 1,6-1,7 млн. В начале 1990-х Х. Ленгард писал о 2,2 млн белорусов. Польский исследователь М. Иванов пишет о как минимум 3,4 млн погибших жителей (1,4 млн мирных жителей без учета евреев, 800 тысяч погибших на фронте, не менее 350 тысяч – в плену, 100 тысяч – в партизанах, Армии Крайовой, 650 тысяч евреев и т.д.). То есть каждый третий.
Согласитесь: какими бы ни были эти цифры, они ужасны.
Тростенец. Незаживающая рана
С осени 1941-го по конец июня 1944 г.
Это крупнейшее место уничтожения людей стоит в одном ряду с Освенцимом, Майданеком, Треблинкой. Тростенец объединяет несколько мест: урочище Благовщина, где расстреливали, лагерь рядом с деревней Малый Тростенец, урочище Шашковка, где несчастных сжигали.
По официальным данным, здесь погибло 206,5 тысячи человек. Но озвучивают и другие цифры: 546 тысяч.
О них свидетельствуют документы Чрезвычайной госкомиссии от 1944 г.
Сюда свозили население не только из Беларуси, но и из Австрии, Польши, Чехословакии, Франции, Германии.
Людей загружали тяжелейшим трудом на нужды фашистов (выращивали овощи, растили скот, чинили обувь-одежду), кто не справлялся – расстреливали.
Любой из охраны мог без причины избить, убить, повесить узника. Во время построения собаки могли в клочья разорвать человека. Существовали и виселицы, мертвые раскачивались на них по нескольку дней. Действовала комната пыток, истязания в которой длились сутки.
Для массового уничтожения использовались душегубки – специальные автомобили с крытым кузовом и герметичной дверью. В них вывозили в Тростенец узников минской тюрьмы и конц-лагеря по улице Широкой.
Сегодня на месте страшных событий создан мемориальный комплекс.
Хатынь. Иди и смотри!
22 марта 1943 г.
Трагедия произошла утром 22 марта 1943-го. Накануне в перестрелке с партизанами убит немецкий шеф-командир роты Ганс Вельке. Случай из ряда вон для нацистов. Вельке известен в Германии: спортсмен, олимпийский чемпион 1936 г. Фашисты пришли в ярость. Для подкрепления были вызваны полицейские из Плещениц, а также эсэсовцы особого батальона Дирлевангера. В ходе карательной операции вышли к Хатыни – небольшой деревне из 26 хат.
Всех, кто там был, согнали в сарай. И подожгли… Жуткие рыдания, крики поднялись над округой. Кто-то вырывается из огня, но падает, скошенный пулей... Дети, старики, женщины, целые семьи. 75 детей до 16 лет, 74 взрослых. Все имена установлены.
Шесть человек стали свидетелями хатынской трагедии: единственный взрослый свидетель (Иосиф Каминский) и пятеро детей.
Иосиф Каминский, чья скульптурная фигура с погибшим сыном на руках встречает всех, кто посещает мемориальный комплекс «Хатынь», вспоминал, как поднял обгоревшего сына, а у того свисали кишки...
Сегодня ни на одной карте не найти белорусскую деревню Хатынь Логойского района. На ее месте в 1969 году был открыт мемориальный комплекс «Хатынь», ставший символом всех сожженных деревень Беларуси.
Судьбу Хатыни, где были уничтожены мирные жители, разделили 629 деревень. 185 из них так и не возродились.
Ола – это 12 Хатыней
14 января 1944 г.
Почти 80 лет в некогда уютной полесской деревне Ола никто не живет. Фашисты сожгли ее вместе с жителями и теми, кто искал здесь спасения, уйдя из соседних деревень – Здудичей, Чирковичей, Рудни, Искры, Коротковичей, Мормаля... Окруженная со всех сторон лесами и болотами, она казалась надежным укрытием. До освобождения оставалось менее шести месяцев.
Каратели окружили деревеньку на рассвете. Будто для регистрации стали сгонять жителей в колхозный сарай. Того, кто пытался убежать, настигали пули. Из сарая выводили группами, обещая отвезти в тыл, а вели в другой конец деревни, заталкивали в дома, облив горючим, поджигали. Люди умирали от огня и взрывов гранат, летящих в окна и двери. Стариков и детей живыми бросали в огонь, а выбежавших из пламени – убивали.
Почти две тысячи человек сожжены, погибли здесь под пулями карателей. В небо взмыли 950 детских душ...
Перед тем как уйти из уничтоженной деревни, захватчики глумились над убитыми. Бросали трупы в колодец, в ямы, обливали бензином, жгли. Кое-где прикрывали все снегом.
Мемориал на месте деревни Ола жертвам сожженных деревень открыли в год 75-летия Великой Победы.
Озаричи. Это не должно повториться
С 10 по 19 марта 1944 г.
Лагерь смерти недалеко от Озаричей, деревни Подосинник, поселка Дерть. Создан гитлеровцами для распространения среди мирного населения и в рядах наступающей Красной армии инфекций и массового уничтожения людей. Сюда сгоняли под предлогом эвакуации. Вместе с узниками размещали зараженных сыпным тифом, специально доставленных из больниц. Заражали и через хлеб, который бросали прямо в грязь. На голой земле на болотистом месте, обнесенном колючей проволокой, с заминированными подходами содержалось около 50 тысяч человек. Им нельзя было разводить огонь, собирать сухие ветки для подстилки, приближаться к ограждениям. Иначе – расстрел...
За несколько дней существования лагеря уничтожено не менее 9000 человек.
Ежедневно здесь умирали тысячи людей. Их никто не хоронил, трупы намеренно оставляли здесь же. Это была настоящая фабрика смерти, хотя и без крематория. Даже в Бухенвальде и Освенциме у людей были крыша над головой и похлебка, в Озаричах – болото под открытым небом.
Приведенные факты – лишь некоторая часть примеров, зримо и убедительно иллюстрирующих бесчеловечную суть целенаправленной политики уничтожения не покорившейся оккупантам белорусской нации в годы Великой Отечественной войны.
Для насаждения нового порядка оккупанты избрали политику геноцида. История деревень Хатынь, Ола, Борки, существование лагерей смерти, гетто, мест принудительного содержания, проведение карательных операций, множество других примеров массового кровавого террора тому подтверждение.
Белорусский народ хотели поставить на колени, заставить служить. Нет – тогда раздавить, унизить, стереть с лица земли с немыслимой жестокостью. Не получилось. Истинные белорусы привыкли склонять головы перед подвигом, но никогда перед врагом.
Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
раскрыть » / « свернуть